Историческая справка
На берегах родной реки
Живут оседло земляки.
Истоки здесь и корни здесь
За век их все не перечесть
В краю моем, в краю родном
Мне каждый кустик здесь знаком
Не край, а дружная семья,
И без него мне жить нельзя
Земля моя! В ней наши деды
Их пораженья и победы.
Здесь у России на краю
Я вижу Родину свою
Край! О тебе хочу все знать.
Чтобы потомкам передать
В годы второго этапа заселения Дальнего Востока жителями западных регионов России, проводилась прогрессивная политика Председателем Совета министров Царского Правительства Петром Аркадьевичем Столыпиным, организатором и руководителем переселенческого движения на Дальнем Востоке.
Есть на Украине в Житомировской области село Бичова. Возникло оно в 16 столетии. Неподалеку от места, где образовалось село проходил знаменитый чумацкий шлях. Местность неподалеку была болотистой, проходила через речушку Поповку и поэтому на месте переправы к обычным чумацким упряжкам подпрягали бичевых волов, т.е. боковых, для подмоги. Речушка эта сохранилась до сих пор и сейчас она разделяет Бичовую и село Мшанец
Бичевой называли и полосу без растительности, которая тянется вдоль берега, ее запрещалось вспахивать. По бичевой тащили баржи. Именно об этом писал Некрасов: « …то бурлаки бредут бичевой».
Бичевой называли и саму веревку, а также кнут для езды цугом. Так возле переправы и возникло поселение БИЧОВАЯ.
Сегодня в селе Бичовая, что на Украине проживает 758 жителей-это в 2 раза меньше, чем в нашей Бичевой, В селе 238 дворов, село газифицировано(чем мы, к сожаленью похвастаться не можем)
В селе есть церковь, построенная на средства нашего украинского земляка Стельмах Владимира.
Когда-то дикою тропою
Первопроходцы в край пришли
Вдоль берегов, проток и рек
Места для поселения нашли
Тайга дремучая кормила, согревала
Пришельцам доброй матерью была
Ветвями вековыми укрывала
От гибели пришельцев берегла
В 1909г на Дальний Восток прибыли первые наши односельчане, которые основали с.Бичива («веревка») вдоль Директорской протоки р.Хор, позже название села потеряло украинское звучание и стало именоваться Бичевая. Первыми прибыли в наше село всего 20 семей, которые приехали из западных регионов России: Винницкой и Каменецк -Подольской области. Люди ехали на Хор в поисках лучшей жизни и земли. Прибывали и крепкие мужички, чтобы завести на вольной земле собственное дело, но больше ехало голытьбы.
Первыми поселенцами были: Квашук Яков, Полищук Василий, Рябцун Яков, Белик Михаил, Полищук Гордей, Ковальчук Захар, Бондарчук, Петрук Василий, Удимец, Ткачук, Безнасюк Савелий, Глухов Василий, Нырко, Пивняк.
В 1909 году в с.Бичевая родился первый ребенок – Белик Мария.
В 1910 году прибыли еще несколько семей: Паламарчук Тарас, Горобец Роман, Паламарчук Иван, Заяц Игнат, Малеванный Михаил, Гончар Андрей, Гончар Максим.
Сын Петрук Василия и дочь Полищук Василия-Петрук Григорий Васильевич и Будзан Анастасия Васильевна рассказывали: «Ехали с Украины в мае 1909г, через Манчжурию, Никольск-Уссурийск (нэне г.Уссурийск) через Иман в теплушке на поезде с пересадками. Доехали до ст.Верино (с.Переяславка) Киинской Волости, где наняли лошадей (были крестьяне безлошадные) и быков, погрузили на повозки груз и маленьких детей, а сами родители шли за этим «транспортом» пешком. Всего 20 семей были направлены в Полетненскую волость. В Полетном нас отправили следовать до р.Хор, в тайгу. В то время мощеная грунтовая дорога была только до корейского поселка Табань (Александр-Михайловское, это за Полетным и Прудками, недалеко от п.Кия), а дальше бездорожье и дремучая тайга с тучами гнуса, мостов никаких через ключи не было, приходилось переходить вброд.»
Через некоторое время в селе появился молодой человек, который приехал верхом на лошади. Уши у него были завязаны полотенцем от укусов мошки. Это был молодой техник, присланный властями для планировки села и нарезки участков под усадьбы. Здесь же была собрана сходка новоселов. Где большинством голосов было решено назвать село Бичевая, так как большинство переселенцев были из с.Бичива Винницкой области. Земли сначало давали сколько хочешь, но опять же не каждый мог ее освоить: у кого д еньги, тягло – тот жил, у кого только голые руки –тот долго ходил в батраках. Крестьяне вручную корчевали девственный лес под огороды. Строили себе дома, испытывая большие трудности. Многие уезжали опять на Запад. Чтобы прокормить свои семьи, многие уходили работать в город, на лесозаготовки по реке Матай к лесопромышленнику Сенкевичу, на промыслы, за солью в Китай. Трудно и непривычно приходилось украинским крестьянам –суровая дальневосточная зима, гнус, комары, неустроенный быт, но зато здесь много было свободной земли, тайга была богата дичью, а река рыбой.
Когда началась Октябрьская революция в 1917г и гражданская война 1918-1922гг, многие односельчане не остались равнодушными. В хабаровском крае развивалось партизанское движение против Японских интервентов и белогвардейского движения Калмыкова.
Когда Бойко-Павлов сформировал партизанские отряды, один из них был создан в нашей местности по реке Матай в районе лесозаготовок промышленника Сенкевича, где имелись запасы продовольствия и бараки для людей. Отряд именовали Хорско-Киинским и руководил им рабочий Соколов. В этот отряд вошли добровольцы –жители близлежащих деревень и в том числе наши односельчане. Это –Полищук Василий Емельянович, его сыновья Полищук Игнат Васильевич и Григорий Васильевич, их зять Игнатюк Михаил Леонтьевич, а также Гончарук Филлимон Леонтьевич, Петрук Григорий Васильевич, Семченко Александр, Горобец Федосий Романович. Местом пребывания партизанского штаба была установлена деревня Бичевая. У протоки, отходящей от р.Хор, рядом со старой булыжной дорогой Николаевской, стояло здание школы, там и расположился штаб партизан ( сейчас на этом месте огород Паламарчук М.К.)
Весной 1919года карательные отряды калмыковцев продвинулись до Бичевой, начались репрессии, каратели и японцы рыскали в поисках партизан и красноармейцев, убивали, не щадя никого. Героически сражались и погибли от рук карателей наши односельчане Полищук Василий, Полищук Григорий. Полищук Игнат, Игнатюк Михаил, Гончарук Филимон. В с.Бичевая возле СДК находится могила погибших односельчан, установлен памятник.
Закончилась гражданская война, жизнь брала свое, село росло, развивалось, рождались дети, открывались предприятия, в 1928 году был организован Хорский леспромхоз.
История образования и развития Хорского леспромхоза
На базе 2-х миллионов га лесного массива на базе Хорского лесозавода №2 в 1928 году был организован Хорский леспромхоз, управление которого со временем разместилось в с.Бичевая. Первым руководителем и организатором Хорского леспромхоза был товарищ Сологуб. Жители села, работавшие в период нэпа на лесопромышленника Сенкевича, теперь могли трудиться на государственном предприятии. Бичевая стала быстро разрастаться, строились больница, магазины, прибывали и селились новые люди. Лес в то время пилили лучковыми пилами.
Лесозаготовки велись в основном по берегам, на расстоянии
до 4-5 км. По Хору и его притокам Матай, Катэн, Кафэн. Леспромхоз вел заготовку и вывозку древесины в первые годы только зимой так как дорог не было. Вывозили только конями, машин и тракторов не было. В летний период леспромхоз занимался сплавом древесины, готовил корм коням, вручную строил заезжие и лесовозные дороги. В связи с острой нехваткой постоянных кадров в лесу, в те годы действовало постановление правительства о привлечении населения сельских районов на лесозаготовки -ГУЖТРУДПОВИННОСТЬ. Сезон работали привлеченные колхозники и рабочие. Леспромхоз имел собственный гужобоз 250-300 голов, по 30 коней на каждом лесопункте и в центральной усадьбе леспромхоза. Основным режущим инструментом в лесу были двухручковая пила и топор.
В 1930 году леспромхоз получил первый автомобиль отечественного производства АМО 0-15, который прибыл в леспромхоз в сопровождении Московского шофера-инструктора тов.Павлова, в обязанности которого входило кроме доставки автомобиля на место, подобрать хорошего парня, научить его владеть автомобилем. Этой чести в Хорском леспромхозе был удостоен Мамонов Александр Яковлевич, который в течение 15 дней овладел достаточными знаниями и опытом. Чтобы самостоятельно работать на автомобиле. Одновременно поступили в леспромхоз и тракторы иностранных фирм, всего 7 штук, тракторы были присланы с трактористами. Из них были две девушки: Глазунова и ее подруга –Коба.
Первая дорога транспортная построена 1929-1932 год, строило в основном население ближлежащих сел. Тогда по чьей-то инициативе были завезены верблюды в количестве 200голов. Животные приспособленные к пустыне в течение полутора лет полностью погибли в наших холодных краях.
Горестными были 1934-35годы. Людей косил, уродовал страшный, никому неведомый недуг. Далькрайисполком обратился в правительство с просьбой направить ученых для исследования возбудителя болезни. 28 медиков под руководством академика Павловского прибыли в 1935 году в район имени Лазо и работали в течение двух весенних сезонов. Это были мужественные люди. Поиск вели с риском для жизни. На себе экспериментировали, теряли друзей, но уже в 1935 году был установлен вирус энцефалита, носителем которого является клещ, и обнаружен был впервые клещ-носитель вируса- на прекрасном зверьке нашего таежного края – бурундуке. А ученые уже вели поиск профилактики этой страшной болезни. И в 1936 году первая вакцина стала поступать и успешно применяться для прививок лесозаготовителям.
В 1936 году в Хорском леспромхозе активно развивается Стахановское движение. Вот как о распространении опыта Стахановского движения рассказывала районная газета «Ленинец» от 28 февраля 1936 года% « Стахановская бригада тов.Ковалева, работавшая в Оборском леспромхозе прибыла на Святогорский лесоучасток (Хорский ЛПХ) для передачи опыта высокой производительности труда.
Примкнув к бригаде колхоза им.Блюхера тов.Ковалев передавая опыт своей работы добился хороших показателей. 20 февраля под его наблюдением рубщики колхоза им.Блюхера Букида и Якимец выполнили задание на 423 процента. Этим самым тов.Ковалев разбил кулацкие разговоры о том, что «здесь выполнить план нельзя, здесь нет леса».
24 февраля тов.Ковалев вместе с колхозником Масловым при семичасовом рабочем дне на рубке леса дал 467,5 процента нормы. Он срубил 71 бревно, что составляет 41 кубометр.
Кроме практической работы в лесу тов.Ковалев проводил беседы с колхозниками на темы: каким образом он добился высоких показателей работая в лесу Оборского ЛПХ, как проходило лесное краевое совещание стахановцев на котором он присутствовал как делегат леспромхоза.» Уже в марте этого года комсомол Хорского леспромхоза обратился через газету «Ленинец» ко всем комсомольским организациям леспромхозов края с письмом в котором предложил объявить март месяц стахановским.
В 1940 году в канун Великой Отечественной войны Хорский леспромхоз имел лесовозные автомобили, одну бортовую машину и один легковой автомобиль, 15 тракторов, электростанцию. Один универсальный токарно-винторезный станок и 900 коней.
Мирный ход развития села прервала Великая Отечественная война. Наши односельчане, работники Хорского ЛПХ ушли защищать Родину.. Многие тысячи километров отделяли Бичевую от западных фронтов, но и здесь невозможно найти семью не опаленную огнем. Возле леспромхозовского клуба в Бичевой стоят два обелиска. Один – как память о погибших односельчанах во время гражданской войны, другой – память погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны. Работники Хорского лесхоза храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Многие награждены орденами и медалями. Ярким примером мужества и героизма стала для односельчан жизнь первого поселенца, участника гражданской войны Трипалюк Василия Григорьевича. Его биография-это история Бичевой, история страны. Родился в 1900году. Когда ему имполнилось 11 лет, многочисленная семья Трипалюков, проделав тяжелый путь, переселилась в дальневосточный край, в с.Бичевая.Воевал против диких эскадронов атамана Калмыкова и отрядов японских интнрвентов. Отгрохотала гражданская война, и Василий Григорьевич начал рубить и сплавлять лес, работал кузнецом.Великая Отечественная война началась для него кровопролитным сражением под Смоленском. Смоленск, Москва, Орел, Житомир, Бобруйск, Витебск, Могилев, Варшава, Берлин – вот вехи трудной дороги войны, по которой, будучи артиллеристом, прошагал вместе со своим полком гвардии старший сержант Трипалюк. Солдат переднего края, за мужество, проявленное в боях, он был награжден двумя медалями «За отвагу», медалью «За взятие Берлина», двумя орденами Славы, двумя орденами Красной звезды. Эти награды – свидетельство его большого и честного труда в долгой войне. После победы Василий Григорьевич вернулся в родную Бичевую, трудился в Хорском леспромхозе.
В 1944 году стали заготавливать лес и летом. Лес нужен был стране, нужен фронту. Люди работали день и ночь, добивались высокой производительности, тогда объявлялись фронтовые месячники, фронтовые бригады. Вот один из примеров.
«ПРИКАЗ №50
По Хорскому леспромхозу с.Бичевая
От 25/11 –44г
За наивысшие показатели производительности труда и перевыполнение фронтовых заданий принятых в честь 26-й годовщины Красной Армии приказываю:
1.тракториста по вывозке леса лесозаготовительного участка Антунь т.Козловского Н.В. выполнившего фронтовое задание на 161% при средней производительности труда 150% премировать ватным костюмом и занести на доску почета.
2. рубщиков ЛЗУ Кутузовка т.т.Бутурлака, Заболотного М.П. выполнивших фронтовое задание на 165% премировать валенками и занести на доску почета…»
Всего в приказе 36 человек выполнивших и перевыполнивших задание.
Ушедших на фронт заменили в лесу женщины и подростки. Которые быстро были обучены лесозаготовительным специальностям вальщиков и обрубщиков сучьев. На этих курсах было подготовлено 59 человек, из них 20 человек девушек, а остальные подростки и инвалиды.( пример женщины: Шипицина Любовь Михайловна, Обертинская Лидия Селиверстовна. Которые в войну работали на валке леса) В 1960 году в леспромхоз стали поступать заводские автокраны, которые и освободили погрузку леса окончательно от ручного труда. В 1966 году получили челюстной гидравлический погрузчик, который долгие годы трудился на делянах леспромхоза.
1953 году построена автомобильная лесовозная дорога, связывающая Кию с Горным 7 км. В 1955 году началась стройка дороги Горный-Дурмин-27 км. 1965г была построена Долминская дорога 23 км. Начиная с 1965 года началось быстрое строительство дорог. Сейчас все лесопункты соединены гравийными дорогами. В 1974 году коллективу Хорского леспромхоза по итогам 1974 года присуждено переходящее красное знамя ЦК КПСС Совета Министров СССР.
Хорский леспромхоз был одним из самых крупных лесозаготовительных предприятий края. Занимались не только заготовкой и сплавом леса, а содержали всю инфраструктуру поселка, строили дороги, жилые дома. Леспромхоз имел свою кузницу, крупную ремонтную базу, автопарк, речной транспорт, СМУ, пожарное отделение. Леспромхоз также занимался переработкой древесины, пилорамы работали в с.Бичевая, в п.Кия цех «Ширпотреба».
Еще до революции крестьяне Бичевой на своем сходе решили строить не церковь, а школу. Строили на общие средства, работая бесплатно. И так было всегда, жители села, руководство Хорского леспромхоза уделяли большое внимание образованию. Когда старое здание школы перестало отвечать требованиям и потребностям маленьких жителей села- ветераны Хорского леспромхоза написали письмо в ЦК КПСС и тогда в с.Бичевая начли строительство новой школы, которая приняла детей в 1972году, рядом были построены интернат и жилой дом для педагогов. На строительстве были задействованы работники Хорского леспромхоза, проводилось много субботников, в которых принимали участие все жители села.
Во все времена во главе предприятия стояли грамотные руководители: Нагорный Михаил Иванович, Струтинский Дмитрий Иванович, Никитин Степан Семенович. Трудились здесь настоящие мастера своего дела: Безносюк Данил Кондратьевич, Щур Ольга Григорьевна, Бабин Виктор Трофимович, Черненко Павел Семенович, Трипалюк Сергей Иванович, Бондарь Мария Ивановна, Заяц Василий Григорьевич и многие др.
В годы 11-й пятилеткти за четыре года справились с пятилетним заданием коллективы раскряжевщиков Хорского леспромхоза, руководимые А.И.Корольчуком и А.Н.Коваленко, Орденом Ленина отмечен тракторист Хорского леспромхоза А.Г.Цимарно
В 1972 году появились укрупненные комплексные бригады, возглавляемые Цимарно Алексеем Григорьевичем и Владимиром Ивановичем Саванчуком. Это позволило работать ритмично и устойчиво.
В годы 11-й пятилетки в лесной промышленности убедительно проявил себя опыт укрупненных комплексных бригад. Ранее самой распространенной формой организации труда на лесосечных работах были малые комплексные бригады, работавшие на базе одного трелевочного трактора. Но вот потоком пошла в лес новая техника- челюстные погрузчики, бесчокерные трелевочные машины, более мощные трелевочные тракторы. И старая форма организации труда, что называется, по рукам и ногам начала связывать лесозаготовителей. Малочисленные бригады уже не обеспечивали необходимый рост производительности труда. Нужно было искать что-то новое. И этим новым, отвечающим требованиям времени, явилась укрупненная комплексная бригада, организуемая на базе нескольких тракторов, как правило, трех. Это обеспечивало, во-первых широкий фронт работ, во-вторых, возможность оперативного маневрирования рабочей силой и техникой и, в третьих, делало труд бригады менее уязвимым от разного рода случайностей, допустим, от выхода из строя трактора, или отсутствия одного-двух заболевших или отлучившихся по каким-то другим причинам рабочих. Кроме того, в укрупненной бригаде появилась возможность широкого совмещения профессий, взаимозаменяемости членов коллектива. Не менее важно еще одно обстоятельство – возросла материальная заинтересованность рабочих в общих результатах труда, ибо при его оплате стала применяться прогрессивная форма – оплата по единому наряду, что повышало заинтересованность каждого в конечных результатах работы всей бригады. Укрупненные комплексные бригады становились еще более мощными, они строили свою работу уже на базе четырех и более тракторов. За ними, как правило, закреплялись автобусы, автобензозаправщики, бульдозеры, передвижные мастерские. В таких бригадах заметно возросла концентрация производства, расширились возможности маневрирования рабочей силой и техникой, и такие бригады уже стали заготавливать по 70-100 тысяч кубометров древесины в год, а это равносильно работе целого лесозаготовительного пункта. К 1979 году уже более 90 процентов всей древесины в леспромхозе заготавливалось силами укрупненных комплексных бригад.
Трудились в леспромхозе настоящие мастера, активно занимались общественной работой, спортом. Многие из них награждены орденами и медалями. Это:
-Бабин Виктор Трофимович
-Задирей Дмитрий Григорьевич
-Трипалюк Сергей Иванович
-Черненко Павел Семенович
- Чистяков Александр Федосович
-Бондарь Мария Ивановна
-Щур Ольга Григорьевна
-Ковалева Раиса Федоровна
-Минин Иван Степанович
-Будзан Владимир Иванович
-Борисенко Александр Федорович
-Заяц Василий Григорьевич
-Безносюк Данил Кондратьевич
-Лукашевич Василий
-Щелкин Анатолий Петрович
Одним из подразделений Хорского леспромхоза был ОРС. Славился наш Бичевской хлебушек, который лотками закупали горожане, готовился свой квас, лимонад, было свое подсобное хозяйство. Гостеприимством и качеством обслуживания славилась столовая.
Здесь работали женщины с добрыми и умелыми руками. Это
-Вокал Надежда Михайловна
-
-
-
Промышленную заготовку и переработку леса невозможно представить без лесоохраны и лесовосстановления, именно поэтому было принято решение о создании лесхоза. «Хорский лесхоз» образован на основании постановления Министерства сельского хозяйства ОТ 10 СЕНТЯБРЯ 1947 ГОДА НА БАЗЕ Хорского леспромхоза треста «Хабаровсклес»
В 1957 году приказом министерства сельского хозяйства Хорский лесхоз переименован в механизированный, с целевым назначением выращивания бархата амурского
В мае 2001 года на основании приказа президента России Хорский лесхоз передан в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Хабаровскому краю
Тем. что служба лесоохраны пользовалась уважением большая заслуга таких руководителей как
-Чистяков Виктор Тихонович
-Бычков Александр Парфенович
Под их руководством лесхоз стал высокоразвитым предприятием, вся работа была направлена на охрану леса и лесовосстановление
Работники лесхоза были настоящими защитниками природы, занимали активную жизненную позицию. Это такие люди как
-Бычкова Эмма Федоровна
-Мотрук Богдан Васильевич
-Столяренко Елена Александровна
-Тюфтин Михаил Николаевич
-Валегжанин Валентин Иванович
-Сарайкин Валерий
В 1988году управление Хорского лесхоза было переведено из Бичевой в п.Новостройка, где находился нижний склад Хорского леспромхоза. В этом же году были объединены Хорская сплавная контора и Хорский леспромхоз, на базе которых создали Акционерное общество открытого типа «Хорский комплексный леспромхоз», который прекратил свое существование в 1993году.
Жизнь идет, исчезают предприятия, когда-то прославившие Бичевую. Нет больше леспромхоза, КБО, пчелосовхоза, но остались люди, которые прошли школу управления в Хорском леспромхозе, которые привыкли и умеют трудиться. Жизнь не стоит на месте, появляются новые предприятия, дающие людям работу, возможность жить в коллективе, расширяется сфера услуг. Все это происходит благодаря предприимчивым и очень трудолюбивым людям.
Славится как славилась прежде издавна,
Мастерами дивными наша сторона
Люди сердцем чистые, как дела свои
Берегут и множат красоту земли
Далеко за пределами Бичевой славится мастерами наше село, удивляет своим мастерством, делает бочки 80-летний мастер Федораш Борис Трифонович, мастерит сани, деревянную утварь мастер Валегжанин Валентин Александрович, которому в этом году исполнится 82года. О наших рукотворцах пишут газеты, снимаются передачи. Мы гордимся, что живут эти мастера в нашем селе, что живы традиции наших предков, что их трудом преумножается слава гордого рода Бичевлян
Литература:
1. «Гордое имя – Лазовцы» Хабаровское книжное издательство, 1985г
2. «Району имени Лазо 60 лет»
3. «Край свершений и мужества» А.К.Черный, Издательство «Советская Россия» 1982г
4. «Из прошлого-в настоящее и будущее» ООО «Издательство Полиграфия» 2010г
5. Газета «Ленинец» от 28 февраля 1936г
6. Использованы материалы музея с.Бичевая, рассказы старожилов села